Визитная карточка

           Эссе «Моя педагогическая философия»

Стремление к творчеству характерно для школы: это все же мир юно­сти и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяю­щий поиск разума и добра.
Кто не мечтает о творчестве? В нем че­ловек видит свой идеал счастья: актриса си­лою своего таланта пробуждает совесть, за­ставляет тысячи людей рыдать и смеяться; художник творит чудо, передавая на полот­не вечную прелесть мира и человеческих по­рывов; ученый и конструктор создают маши­ну, самолет, корабль, которые им кажутся пределом мечты, науки и дизайна; учительпровидит в своих учениках Ломоносова, Ахматову или просто добрую, лю­бящую, заботливую маму. Вероятно, каждый человек может припомнить в своей жизни минуты и часы, окрыленные вдохновением: это были моменты счастья. Творчество — это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, ба­нальности, тупости, отсталости, оно напол­няет жизнь радостью, возбуждает потреб­ность в знании, работу мысли, вводит чело­века в атмосферу вечного поиска. Оно воз­вышает человека, обогащает его духовный мир, приближает к идеалу, к вечной мечте о прекрасном.
Творчество — это созидание, оно порож­дает новые материальные и духовные цен­ности. В нашей повседневности творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусств; во-вторых, конструиро­вание, составление и реализацию новых проектов и, в-третьих, — научное познание, так сказать, созидание разума. Элемент творчества может присутствовать в самыхразличных видах деятельности человека: в воспитании детей, в чтении книги (сопере­живание героям, воображение — перваяступенька к творчеству), в выращивании растений и животных, в приготовлении блюд и сервировке стола, в шитье одежды и т. д. Впрочем, эти элементы творчества мо­гут быть сведены, в конечном счете, к искус­ству, изобретению, науке.
Ребенок, ежеминутно открывающий для себя все новые тайны мира, окружающего его, обладает колоссальным творческим по­тенциалом: у него свободное воображение, не скованное правилами и запретами. Его творческое развитие балансирует на острие ножа между подлинными ценностями и мни­мыми, между прекрасным и безобразным, между дерзанием и отрезвляющей силой ра­зума, научного знания.
Творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам, подражание — ими­тация, хотя на начальных ступенях новой для ученика деятельности необходимо и то и другое. Так, писатель пользуется обычными словами, усвоенными в детстве и употреб­ленными разными людьми миллионы раз; его языковое творчество проявляется в наи­лучшем выборе слов, новых оттенков его значения в необычных сочетаниях, в созда­нии образов, «переносных» смыслов.
Конструктор, проектируя машину, вводит в нее целые узлы, механизмы передач, агре­гаты, которые до него использовались в дру­гих машинах; творческую же часть состав­ляют новые решения, новое использование известных узлов и деталей, изобретение, а также технология изготовления и примене­ние созданной машины.
Нам скажут: теперь машину конструиру­ет компьютер, который «просчитывает» де­сятки возможных решений конструкторской задачи, выбирая лучшее. Но это не означает отказа от творчества, оно лишь переносится на ступень выше: теперь оно не в механиче­ском пересчете данных, а в постановке за­дачи компьютеру, да и в создании такого компьютера, который способен решать пред­ложенные ему задачи.
Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий, бездумное повто­рение чужих мыслей (даже мудрых!) не со­ставляют творческого элемента.
Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо включено в  учебный процесс, поскольку он на 90 процентов состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.
Но не думайте, будто для творчества нужны лишь фантазия, выдумка, воображение. Для любого вида творчества необходимы богатые знания, прочные умения, высокая культура!
Музыкант годами отрабатывает навык владения инструментом, архитектор изучает зодчество разных народов и эпох, учится овла­девать пространством. Исследователь должен развивать в себе умение видеть то, чего не ви­дят другие, уметь в частном прозревать зако­номерность.
Главное в педагогике творчества — не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л. Н. Толстой) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера. Способность и готов­ность к творчеству становятся чертой лич­ности человека, креативностью (от латин­ского creatio — творчество, сотворение).

                           Хороший учитель... Какой он?

Что такое хороший учитель? Наверное, любой школьник сможет ответить на этот вопрос, имея свои представления и уже сложившийся опыт общения с учителями в школе. Конечно, такие ответы, как «хороший учитель не спрашивает домашнее задание» или «хороший учитель ставит только пятерки», мы сейчас не берем в расчет, это скорее мечты учеников. Хороший учитель – это, прежде всего, как бы банально это не прозвучало, хороший человек. Человек, способный находить общий язык с учениками, интересный и харизматичный, доброжелательный и не лишенный чувства юмора.
Словом, как стать учителем, к которому дети тянутся сами, с удовольствием ходят на его уроки и уважают его мнение? Очень просто. Нужно искренне любить свою профессию и отлично владеть своим предметом. Кроме того, нужно так же любить и уважать учеников, их мнение и желания. Только так, ведя диалог с детьми, можно добиться их расположения и искреннего интереса к предмету.
 Есть такие учителя, которые настолько обожают свой предмет, что совершенно забывают о том, что они в этот момент преподают его. Они с упоением расписывают на доске формулы и чертят фигуры, не замечая хихиканья с задних парт и откровенной невнимательности класса.
Как стать хорошим учителем, для них совершенно не важно, дня них главное – предмет, который они ведут. Это неправильно. Так как детям неинтересно и скучно. Ведь если вы хотите чему-то обучить ребенка, достаточно просто его заинтересовать.
Другая крайность – чрезмерный переход на личности и отвлеченные темы, не связанные с предметом. Такое чаще всего происходит с молодыми, еще не очень опытными педагогами, которые приходят в класс «поболтать». С такими учителями, несомненно, интереснее, но что ребенок выносит с уроков, какие знания получает? В общем, тут важна золотая середина и разумный диалог с классом. В таком случае, вы станете не только хорошим, но и любимым учителем.

                  Добренький учитель или злая училка?
               Каким должен быть идеальный учитель?

Когда мы учились в школе и любили жаловаться на злых учителей, которые «замучили» уже своими двойками, ответ на вопрос: «Каким должен быть учитель?», казался нам очевидным. Конечно, добрым! Чтобы двойки не ставил и не орал, чтобы к доске поменьше вызывал  и чтобы еще интересно было на уроке. Милый, хороший, всегда улыбается, никогда не ругается и домашнее задание не задает. Пожалуй, вот и весь портрет идеального педагога в глазах детей.
Но все мы выросли,и многие из нас столкнулись с педагогикой: кто-то стал школьным учителем, кто-то- репетитором, а кто-то - и преподавателем в университете. Но, наверное, у каждого из тех, кто все-таки выбрал для себя стезю преподавания возникал вопрос: «Так каким же должен быть хороший учитель? Какой метод преподавания выбрать?»
И многие, думаю, по молодости наступали на одни и те же грабли.
Демократический метод преподавания считается сейчас наиболее популярным. И, конечно, многие молодые преподаватели хотят соответствовать образу того самого доброго учителя из своего детства : с хорошими оценками, без криков… и кажется, что это идеальная модель поведения, пока… пока не сталкиваешься с вопросом дисциплины.
Что же происходит с молодыми «добрыми» учителями в школе? Попав в детскую стаю, они оказываются «съеденными» теми самыми детьми. Не верите? Загляните к такому учителю в класс, где дети стоят на ушах, кричат, занимаются своими делами, а несчастный преподаватель в попытках по-доброму их остановить хватается за голову, готов  уже разрыдаться. И, наоборот. Казалось бы, у злой и мерзкой истеричной училки все дети сидят "по стойке смирно": ни один не пикнет, рты закрыты и царит гробовая тишина.
Почему так выходит? Что мы делаем не так? Какими качествами должен обладать учитель?
Прежде всего, стоит разобраться, кто вообще идет в учителя. Первые – создательницы культуры, поэтому идут в школу, чтобы «учить детей прекрасному». Часто это преподаватели начальной школы, а также русского, литературы, иностранного языка, МХК. Такие учительницы чувствуют учеников на тонком уровне, очень внимательны, отзывчивы и зачастую интуитивно верно выбирают необходимый стиль преподавания. Однако среди таких часто встречаются и обратные примеры: истеричные, зацикленные лишь на себе, страдающие любовью к нерациональному ограничению. «Иванов, сядь прямо! Лисицына, ты куда полезла? Васильев, рот закрой! Баранов, чего копаешься?» И страшно пошевелиться у такой учительницы на уроке: такой крик поднимет, что боже упаси. И школьники ее ненавидят и боятся, однако предмет учат.
Наша зрительная ошибка состоит в том, что мы не до конца понимаем значение демократического метода преподавания. Мы часто по-зрительному полагаем, будто «демократия» — это полное попустительство и хаос. Мы же по-зрительному ошибаемся, будто одной добротой можно пронять учеников , забывая о том, что школа – это своеобразная модель первобытной саванны. Бросаемся в крайности: если не утопичная атмосфера доброты и всепрощения, то жесткая тирания.
Задумываясь о том, каким должен быть настоящий учитель, мы забываем о том, каким бывает настоящий ученик. Даже если он не в стае, а один, и вы приходите заниматься с ним не в школу, а домой.

 Главные ошибки, которые совершают
 молодые учителя и репетиторы:

1. Мы, учителя, оцениваем детей через себя и формируем какие-то свои ожидания. А ожидания у нас у всех одни и те же: дети должны быть послушными, детям должно быть интересно то, что кажется интересным нам. Дети будут себя хорошо вести, если быть с ними «добрым». А самая главная ошибка, которая встречается у молодых учителей и репетиторов… Почему-то мы часто полагаем, будто если стать другом ученику (или ученикам), он (или они) полюбит твой предмет, будет хорошо учиться и идеально себя вести.
Как бы не так! Учителя-то такого, может, дети и полюбят, но дисциплина от этого не улучшится… и знания в предмете тоже. Да еще и на шею сядут «доброму» педагогу-другу. По Интернету столько видео гуляет, где дети открыто глумятся над учителями. Как следствие у учителя – обида. Учитель разочаровывается в детях вообще, начинает считать их чуть ли не монстрами. И ладно, если бы такой педагог ушел из школы: нет, он часто становится этаким местным деспотом и тираном, кричащим пугалом, которого ученики не столько боятся, сколько презирают.
 2. Мы теряем из виду тот факт, что все дети – разные. И что кто-то от природы послушен и любознателен, а кто-то не может спокойно усидеть на месте и пяти минут. А мы ставим в пример одних и ущемляем других, пытаясь всех равнять под одну гребенку.
3. Мы забываем и о том, что наступает момент, когда милые детки, которые еще вчера с интересом нас слушали и решали задачки, входят в пубертатный возраст, когда их сносит в нижние векторы, и теряют интерес к учебе совсем. Желание ранжироваться среди сверстников полностью затмевает желание учиться. Авторитет учителя теряется, если он не понимает потребностей подростков, а продолжает упорно гнуть свою линию.
Хороший учитель.. какой он? Не тот, который пытается всем понравиться и строит из себя «добренького» преподавателя. Ведь многие из учителей, обладающих с детства комплексом «хорошего мальчика» и комплексом «хорошей девочки», и будучи педагогом продолжают гнаться за всеобщей любовью (в частности любовью детей), со страхом в глазах пытаются всем угодить. А тот, кто осознает свои и чужие нехватки. Человек рефлексирующий, анализирующий себя и остальных.
Каким же должен быть идеальный учитель? Прежде всего – трезво оценивающим своих учеников. Не витающим в облаках и мечтах о том, что школьники внезапно станут такими, каким нам их хочется видеть. А видящим, кто перед ним, и понимающим, как вести себя с тем или иным ребенком.

На кого не следует ругаться, а кого не мешало бы приструнить? Кому стоит дать побольше времени на размышление, а кого подгонять? Кому дать возможность выговориться, а от кого не требовать многословности? На кого подействует наказание, кому оно принесет травму, а кого спровоцирует? На кого нужно пожаловаться родителям, а на кого не стоит? Ситуаций множество… тысячи! Попробуй их разбери в раз!






Комментариев нет:

Отправить комментарий