МАСТЕР-КЛАСС
на аттестации администрации
ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Вот рай, пропитанный
звучаньем и тоской,
Не рай, так подступы к нему,
периферия
Той дивной местности,
Той почвы колдовской,
Где пятая откроется стихия.
звучаньем и тоской,
Не рай, так подступы к нему,
периферия
Той дивной местности,
Той почвы колдовской,
Где пятая откроется стихия.
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелиться только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелиться только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, как много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, как много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай…далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай…далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
- Понравилось ли вам это стихотворение? Каким настроением оно проникнуто?
Оно грустное, почти печальное и тревожное, тоскливое…
- Назовите основные образы стихотворения. К какой теме они нас приводят?
- Возможно, вы знаете, кто автор стихотворения. Как могло бы называться это стихотворение?
Н. С. Гумилев - известный поэт-акмеист 20 века. Поэзия акмеистов отличалась изяществом (изысканностью), яркими красками, звучными стихами. Гумилева всегда привлекали экзотические места и красивые, музыкой звучащие названия. Поэтому его поэзия изящная, изысканная, но в то же время простая и понятная. Его стихи ослепительно яркие, быстро меняющиеся картины, похожие на сказку. Поэт и называл себя «мастером сказки». Николай Гумилёв назвал это стихотворение «Жираф».
- Почему такое название?
Образ жирафа многозначен и позволяет герою иносказательно поведать героине о себе и о ней. В Средней Африке словом "серафе" (милая) называют жирафа. Для читателя это нейтральное название животного, а для ЛГ (ассоциативно, возможно) - это ласковое обращение, эмоциональная оценка героини - милая.
Эпитет "изысканный" означает "утонченный, изящный". Слово ассоциативно перекликается со значением прилагательного "тонки": "...руки особенно тонки". Получается, что для ЛГ, который так видит, несомненно, близки образы героини и жирафа. Они изысканны, утонченны, изящны, то есть отличаются "нездешностью". ЛГ рассказывает о жирафе, чтобы развеять ЕЕ печаль.
Но жираф соотносим не только с героиней. Интересно, что фигура животного ассоциативно напоминала внешность самого поэта, долговязого и некрасивого. Поражал в нем контраст между непривлекательной внешностью (косой взгляд, покатый лоб, к тому же шепелявость) и загадочным внутренним миром. Значит, "благодаря" жирафу, персонажи сближаются. У каждого своя "изысканность", "особенность", своя "нездешность".
- В своём сказочном пространстве поэт сравнивает два мира, какие?
Мир, в котором живёт читатель, здесь и сейчас. И другой мир – на озере Чад, в Африке. Далёкие в масштабе человеческого сознания и совсем близкие в масштабе Земли. Обычно выражение "далеко-далеко" пишется через дефис и именует нечто, совершенно недостижимое. Однако поэт, возможно, с некоторой долей иронии акцентирует внимание читателя на том, так ли уж на самом деле далёк этот континент.
- Какие образы помогают их представить? Этот мир совершенно бесцветный, с «тяжёлым туманом», в котором «грусть и слёзы». Это наводит нас на мысль, что рай на Земле невозможен. Африканский мир блестит и переливается, словно драгоценный алмаз. Это идеальный мир, почти что рай. Здесь волшебный лунный свет, страсть молодого вождя, тёмнокожая красавица, изысканный жираф, немыслимые травы и запахи. Мир мечты героя ассоциативно воспринимается как иной мир, счастливый, свободный, гармоничный - поэтический.
- Приём контраста, для чего?
Ярче представить другой мир – экзотический. Лирический герой настолько увлечён этим миром, его богатой цветовой палитрой, что готов без устали описывать изысканный мир африканской сказки: «про тропический сад, про стройные пальмы, про запах немыслимых трав».
Смысл "сказочности", вероятно, в стремлении ЛГ увести героиню в свой мир (возможно, мир своей поэзии!). Там он может утешить ее - поэтическим словом остановить тот "дождь", в который она верит (...ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя). Веселые сказки - это и насмешка над своими усилиями увести ЕЕ из цивилизованного, полного печали и тоски мира в свой экзотический, яркий и "веселый" поэтический мир, и намек на совсем не такие, как в реальном сюжете, отношения. Там - страсть, любовь "черной девы" и "молодого вождя", а здесь - ХОЛОДНОСТЬ, непонимание грустной героини и сильного, уверенного поэта. Их одиночество вдвоем.
Это контраст волшебной сказки и будничности. Это граница воображения и яви, словно пробуждение ото сна, возвращение в "грустную" дождливую реальность с тяжелой атмосферой. Контраст также означает и несогласие с позицией героини, упрек в неверии ЕЕ во что-либо нездешнее, "во что-нибудь, кроме дождя".
Ты плачешь? Возможно, именно эмоций и добивался от нее ЛГ. Теперь она уже другая, не такая закрытая и застывшая, как в начале стихотворения. Может быть, они стали чуть ближе...
Сегодня мы с вами попробовали поговорить. Достаточно было только речи, вашего мышления. Мне хотелось показать вам, что ваше сознание может воспринимать и мыслить время, воспринимать и мыслить пространство, воспринимать и мыслить человека. Мне кажется, что это и есть образное мышление. То самое образное мышление, без которого не были бы возможны открытия художника и учёного Леонардо да Винчи, не было бы возможно открытие Ньютона с его яблоком. Это то самое образное мышление, без которого была бы невозможна таблица Менделеева, как мы знаем, приснившаяся ему во сне.
Все мы физики, математики, биологи, все мы люди видим в этом мире ИЗОБРАЖЕНИЯ. Можно на этом остановиться. Увидеть и пройти мимо. Но мне кажется, что можно пойти дальше и войти в этот образ, войти лично. Войти и включить ВООБРАЖЕНИЕ. Можно прийти к МЫСЛИ, которую заключает этот образ. А можно, поняв эту мысль, ПРЕОБРАЗИТЬСЯ. Преобразить мир и преобразить себя. Главное – мы должны чувствовать, что искусство проходит сквозь нас. И мы помогаем ученикам пропустить мир через себя, помогаем им преобразиться, чтобы они могли преобразить мир.
Образное мышление from Snezhana Pshenichnaya
Своєрідність вирішення проблеми батьків і дітей в оповіданні
Відкритий урок
Своєрідність вирішення проблеми батьків і дітей в оповіданні
Джеймса Олдріджа «Останній дюйм»
9 грудня 2015 року в рамках атестації було проведено відкритий урок в 7-Б класі з зарубіжної літератури. Було підготовлено інсталяцію, презентацію, буклет:
робочий зошит
горжусь своими учениками
ОтветитьУдалить