Методическая работа

МАСТЕР-КЛАСС
на аттестации администрации
ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Вот рай, пропитанный
звучаньем и тоской,
Не рай, так подступы к нему,
периферия
Той дивной местности,
Той почвы колдовской,
Где пятая откроется стихия.
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелиться только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, как много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай…далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
- Понравилось ли вам это стихотворение? Каким настроением оно проникнуто?
Оно грустное, почти печальное и тревожное, тоскливое… 
         - Назовите основные образы стихотворения. К какой теме они нас приводят?
         - Возможно, вы знаете, кто автор стихотворения. Как могло бы называться это стихотворение?
Н. С. Гумилев - известный поэт-акмеист 20 века. Поэзия акмеистов отличалась изяществом (изысканностью), яркими красками, звучными стихами. Гумилева всегда привлекали  экзотические места и красивые, музыкой звучащие названия. Поэтому его  поэзия изящная, изысканная, но в то же время простая и понятная. Его стихи ослепительно яркие, быстро меняющиеся картины, похожие на сказку. Поэт и называл себя «мастером сказки». Николай Гумилёв назвал это стихотворение «Жираф».
  - Почему такое название?
Образ жирафа многозначен и позволяет герою иносказательно поведать героине о себе и о ней. В Средней Африке словом "серафе" (милая) называют жирафа. Для читателя это нейтральное название животного, а для ЛГ (ассоциативно, возможно) - это ласковое обращение, эмоциональная оценка героини - милая.
Эпитет "изысканный" означает "утонченный, изящный". Слово ассоциативно перекликается  со значением прилагательного "тонки": "...руки особенно тонки". Получается, что для ЛГ, который так видит, несомненно, близки образы героини и жирафа. Они изысканны, утонченны, изящны, то есть отличаются "нездешностью". ЛГ рассказывает о жирафе, чтобы развеять ЕЕ печаль.
Но жираф соотносим не только с героиней. Интересно, что фигура животного ассоциативно напоминала внешность самого поэта, долговязого и некрасивого. Поражал в нем контраст между непривлекательной внешностью (косой взгляд, покатый лоб, к тому же шепелявость) и загадочным внутренним миром. Значит, "благодаря" жирафу, персонажи сближаются. У каждого своя "изысканность", "особенность", своя "нездешность".
- В своём сказочном пространстве поэт сравнивает два мира, какие?
Мир, в котором живёт читатель, здесь и сейчас. И другой мир – на озере Чад, в Африке. Далёкие в масштабе человеческого сознания и совсем близкие в масштабе Земли. Обычно выражение "далеко-далеко" пишется через дефис и именует нечто, совершенно недостижимое. Однако поэт, возможно, с некоторой долей иронии акцентирует внимание читателя на том, так ли уж на самом деле далёк этот континент.
         - Какие образы помогают их представить? Этот мир совершенно бесцветный, с «тяжёлым туманом», в котором «грусть и слёзы». Это наводит нас на мысль, что рай на Земле невозможен. Африканский мир блестит и переливается, словно драгоценный алмаз. Это идеальный мир, почти что рай. Здесь волшебный лунный свет, страсть молодого вождя, тёмнокожая красавица, изысканный жираф, немыслимые травы и запахи. Мир мечты героя ассоциативно воспринимается как иной мир, счастливый, свободный, гармоничный - поэтический.
- Приём контраста, для чего?
Ярче представить другой мир – экзотический. Лирический герой настолько увлечён этим миром, его богатой цветовой палитрой, что готов без устали описывать изысканный мир африканской сказки: «про тропический сад, про стройные пальмы, про запах немыслимых трав».
Смысл "сказочности", вероятно, в стремлении ЛГ увести героиню в свой мир (возможно, мир своей поэзии!). Там он может утешить ее - поэтическим словом остановить тот "дождь", в который она верит (...ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя). Веселые сказки - это и насмешка над своими усилиями увести ЕЕ из цивилизованного, полного печали и тоски мира в свой экзотический, яркий и "веселый" поэтический мир, и намек на совсем не такие, как в реальном сюжете, отношения. Там - страсть, любовь "черной девы" и "молодого вождя", а здесь - ХОЛОДНОСТЬ, непонимание грустной героини и сильного, уверенного поэта. Их одиночество вдвоем.
Это контраст волшебной сказки и будничности. Это граница воображения и яви, словно пробуждение ото сна, возвращение в "грустную" дождливую реальность с тяжелой атмосферой. Контраст также означает и несогласие с позицией героини, упрек в неверии ЕЕ во что-либо нездешнее, "во что-нибудь, кроме дождя".
Ты плачешь? Возможно, именно эмоций и добивался от нее ЛГ. Теперь она уже другая, не такая закрытая и застывшая, как в начале стихотворения. Может быть, они стали чуть ближе...
Сегодня мы с вами попробовали поговорить. Достаточно было только речи, вашего мышления. Мне хотелось показать вам, что ваше сознание может воспринимать и мыслить время, воспринимать и мыслить пространство, воспринимать и мыслить человека. Мне кажется, что это и есть образное мышление. То самое образное мышление, без которого не были бы возможны открытия художника и учёного Леонардо да Винчи, не было бы возможно открытие Ньютона с его яблоком. Это то самое образное мышление, без которого была бы невозможна таблица Менделеева, как мы знаем, приснившаяся ему во сне.
Все мы физики, математики, биологи, все мы люди видим в этом мире ИЗОБРАЖЕНИЯ. Можно на этом остановиться. Увидеть и пройти мимо. Но мне кажется, что можно пойти дальше и войти в этот образ, войти лично. Войти и включить ВООБРАЖЕНИЕ. Можно прийти к МЫСЛИ, которую заключает этот образ. А можно, поняв эту мысль, ПРЕОБРАЗИТЬСЯ. Преобразить мир и преобразить себя. Главное – мы должны чувствовать, что искусство проходит сквозь нас. И мы помогаем ученикам пропустить мир через себя, помогаем им преобразиться, чтобы они могли преобразить мир.


Образное мышление from Snezhana Pshenichnaya


Відкритий урок 


Своєрідність вирішення проблеми батьків і дітей в оповіданні
Джеймса Олдріджа «Останній дюйм»

9 грудня 2015 року в рамках атестації було проведено відкритий урок в 7-Б класі з зарубіжної літератури. Було підготовлено інсталяцію, презентацію, буклет:


робочий зошит











1 комментарий: