вторник, 7 февраля 2017 г.

Знаете ли вы, что такое тавтограмма?

Знаете ли вы, что такое тавтограмма? Это стихотворение или прозаический текст, все слова которого начинаются с одной и той же буквы. Как особая форма поэзии тавтограммы встречаются во многих языках и известны очень давно. Особенно популярны тавтограммы были у поэтов, писавших на латыни. Так у римского поэта Квинта Эния можно встретить строки: "O Tite, tuti, Tati, tibi tanta, tyranne, tuliste!" (О Тит Татий, тиран, тяготят тебя тяготы эти!"). В средневековье было создано немало целых тавтограммных поэм. Например, некий Христиан Пиэр в 1576 г. сочинил стихотворение "Christus Crucifixus" («Христос распятый») длинной в 1200 строк, все слова которого начинались на букву «C». 
Достаточно много примеров искусных тавтограмм встречается и в русском языке: начиная от таких простых коротеньких произведений неизвестных поэтов как: 
Четыре черненьких чумазеньких чертенка 
Чертили черными чернилами чертеж ...
и заканчивая блестящими стихами именитых авторов:
Мой милый маг, моя Мария,
Мечтам мерцающий маяк,
Мятежны марева морские,
Мой милый маг, моя Мария,
Молчаньем манит мутный мрак.
Мне метит мели мировые
Мой милый маг, моя Мария,
Мечтам мерцающий маяк.
(В. Брюсов)
Ленивых лет легко ласканье,
Луга лиловые люблю,
Ловлю левкоев ликованье,
Легенды ломкие ловлю.
Лучистый лён любовно лепит
Лазурь ласкающих лесов.
Люблю лукавых лилий лепет,
Летящий ладан лепестков.
(В. Смиренский) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий