суббота, 25 июня 2016 г.

Учимся анализировать поэтический текст на уроке литературы. В.А. Жуковский «Три путника»

Баллада В Жуковского «Три путника»

В свой край возвратяся из дальней земли, 
Три путника в гости к старушке зашли. 
«Прими, приюти нас на темную ночь; 
Но где же красавица? Где твоя дочь?» 

«Принять, приютить вас готова, друзья; 
Скончалась красавица дочка моя». 
В светлице свеча пред иконой горит: 
В светлице красавица в гробе лежит. 

И первый поднявший покров гробовой 
На мертвую смотрит с унылой душой: 
«Ах! если б на свете еще ты жила, 
Ты мною б отныне любима была!» 

Другой покрывало опять наложил, 
И горько заплакал, и взор опустил: 
«Ах, милая, милая, ты ль умерла? 
Ты мною так долго любима была!» 

Но третий опять покрывало поднял 
И мертвую в бледны уста целовал: 
«Тебя я любил; мне тебя не забыть; 
Тебя я и в вечности буду любить!» 

Карта-помощница «Учимся анализировать поэтический текст» 
I Ритмический рисунок (организация). 
Метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест). 
Размер (количество стоп в строчке, например, пятистопный). 
Пиррихий (в стопе только два безударных слога), спондей (в стопе только два ударных слога). 
Рифма в стихе (точная-неточная, богатая-бедная, мужская-женская- дактилическая, конечная). 
Рифмовка в строфе (аабб – смежная, парная, абаб – перекрёстная, абба – кольцевая, охватная, абвабв, абввба и др.- сплетённая). 
II Композиция (построение) текста. 
Строфы и стихи. 
Микротема каждой части. 
Ключевые слова, словесные тематические ряды. 
Сильные позиции текста: название, эпиграф, первое и последнее предложения, рифмы, повторы. 
III Художественные образы и мотивы. 
Лирический герой. 
IV Художественное время и пространство (хронотоп). 
V Языковые уровни текста. 
1.Фонетический уровень. 
Звукопись. Аллитерация на…(согласные). Ассонанс на…(гласные). 
2.Морфемный уровень. 
Роль морфем (например, уменьшительно-ласкательные суффиксы). 
3.Лексический уровень. 
Слова книжные, разговорные, нейтральные. Синонимы, антонимы. Цветопись. Эмоциональная окраска. Повторы. 
4.Морфологический уровень. 
Преобладающие части речи. Предметность, описательность, действенность. 
5.Синтаксический уровень. 
Синтаксические конструкции. Необычный порядок слов (инверсия). Роль знаков препинания. 
VI Языковые средства художественной изобразительности. 
Тропы (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гипербола, литота, ирония и т.д.). 
Фигуры (обращение, анафора, антитеза, восклицание). 
VII Тема и идея текста. 
Строим фразы 
· Ритмический рисунок создаётся (например, пятистопным ямбом). 
· Рифмовка в строфе (например, охватная). Рифма в стихе (например, точная и т.д.). 
· Композиция стихотворения состоит из (сколько частей, строф). 
· Образ (например, человека) … создают ключевые слова …. 
· Словесный ряд … вызывает ощущение (ассоциации) …. 
· Лирический герой в первой строфе …, а в последней … . 
· Аллитерация на … создаёт ощущение … . 
· Ассонанс на … вызывает ассоциации … . 
· Повторы слов … усиливают (подчёркивают) … . Противопоставление слов … создаёт … 
· Троп (например, эпитет)… используется с целью … . 
· Тема этого стихотворения … 
· Анализ текста вывел нас к авторской позиции. С точки зрения поэта, … . 
В карте собрано то, что вы можете найти в стихотворении. Это не схема анализа текста, это опора. Кроме того, в карте есть шаблоны фраз, которые вы используете в своей речи, письменной и устной. 

Начнём с названия, сильной позиции. Подберём синонимы к слову «путник» (пешеход, турист, путешественник). В чём различие между этими словами? Итак, путник – человек, который долго путешествует пешком. Это предполагает усталость, бедность. В старину люди давали обеты, то есть обещания такого рода: если благополучно родится ребёнок, пройдёт тяжёлая болезнь, то человек совершит паломничество в святое место. Причём обязательно пешком. 
На сколько смысловых частей можно разделить текст? (Две, разговор со старушкой, разговор с мёртвой девушкой). 
Сколько строф? (10) Сколько стихов в строфе? (2) 
Создадим таблицу для облегчения работы. Наблюдения записываем кратко, быстро. 
Строфа
Наблюдения
1

2


В 1 строфе найдите антитезу, противопоставление (свой-дальней). Назовите слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом (старушка). Какое слово тоже вводит значение уютности? (в гости). Сколько предложений? (1). 
Во 2 строфе найдите синонимы (прими, приюти). Какую тему они вносят? (домашности). Какие предложения? (два вопросительных). 
В 3 строфе слово «друзья» вводит какой смысл? (знакомство). Найдите повтор тематический, сильную позицию (принять, приютить). Что вносит повтор? (близость, уют). Почему точка с запятой, а не обычная запятая? (раздел двух очень разных сообщений). Сколько предложений? (1). 
В 4 строфе найдите анафору (в светлице). Назовите однокоренные слова (светлица, свеча). Что вносят эти слова? (добро, тепло). Какое слово в стихотворении и сколько раз повторяется? (красавица – 3 раза). В чём смысл повтора? 
В 5 строфе найдём однокоренные слова (гробовой, гроб). Обратите внимание на эпитет, какой? (унылая душа). Подберите синонимы к слову «унылая» (грустная, печальная). 
5-10 строфы. Каково отношение к мёртвой девушке каждого путника? Найдите различия. Обратите внимание на время и наклонение глаголов. (6 строфа. Время глагола прошедшее, наклонение условное – первый путник не любит девушку, но мог бы в будущем живую полюбить. 8 строфа. Время глагола прошедшее – второй путник любил девушку в прошлом. Повтор (милая – 2 раза). 9 строфа. Повтор 2 раза – мёртвая. Эпитет «бледны уста». 10 строфа. Время глагола будущее – третий путник любит и будет любить вечно. Повтор 3 раза – тебя. Анафора. Однокоренные слова). Оцените высказывание одноклассника. 
Выпишем ключевые слова: прими, приюти, красавица, светлица, мёртвая, любима, любить, милая. Какую тему создаёт этот ряд слов? Любовь вечная сильнее смерти. 
Попробуем охарактеризовать хронотоп текста. 
Время
Пространство
Тёмная ночь
Свой край

Дальняя земля

Светлица
Вечность
Гроб
В чём смысл такого хронотопа? Темы вечности, смерти. 
Почему в названии число «три»?
Охарактеризуйте ритмический рисунок стихотворения, то есть метр, размер, рифмовка в строфе, рифма в стихе. (Четырёхстопный амфибрахий, рифмовка парная, рифма в стихе точная-неточная, богатая-бедная, мужская, конечная). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий