четверг, 1 сентября 2016 г.

1 сентября - день рождения Иннокентия Фёдоровича Анненского.

1 сентября - день рождения одного из крупнейших русских поэтов Иннокентия Фёдоровича Анненского. Он был удивительным поэтом. Подобно Тютчеву, Иннокентий Фёдорович долгое время словно бы стеснялся своего поэтического дара, профессиональным поэтом себя не считал и писал стихи для себя, для друзей, для знакомых: «Я твёрдо держался глубоко запавших мне в душу слов моего брата Николая Федоровича: «До тридцати лет не печататься", и довольствовался тем, что знакомые девицы переписывали мои стихи и даже учили эту чепуху наизусть…».Первый и единственный прижизненный его сборник увидел свет, когда автору было уже под пятьдесят. Но даже здесь он предпочёл укрыться под многозначительным псевдонимом «Ник. Т-о». Между тем к творчеству относился трогательно: 
"… но я люблю стихи — и чувства нет святей.
так любит только мать и лишь больных детей".
Анненский не был модным, не был при жизни признанным — быть может, потому ещё, что был предельно искренен и всегда и во всём оставался верен самому себе. Он ничего не делал напоказ, он не «пиарил» себя в духе нового времени — и потому держался как бы особняком среди своих современников-поэтов. Одиночество — вот главная тема его поэзии.
Это уже потом, после смерти, его стали называть «последним из царскосельских лебедей», блестящим представителем Серебряного века русской поэзии. Это уже потом обнаружилось вдруг, что Анненский намного опередил своих современников, оказав огромное влияние на творчество самых известных поэтов-новаторов начала века. Это уже потом Ахматова скажет о нём: «А тот, кого учителем считаю, как тень прошёл, и тени не оставил…».
Давайте вспомним великолепные стихи поэта.
ДВЕ ЛЮБВИ
Есть любовь, похожая на дым:
Если тесно ей — она дурманит, 
Дать ей волю — и её не станет...
Быть как дым, — но вечно молодым. 
Есть любовь, похожая на тень: 
Днём у ног лежит — тебе внимает, 
Ночью так неслышно обнимает... 
Быть как тень, но вместе ночь и день...
ОСЕННИЙ РОМАНС
Гляжу на тебя равнодушно,
А в сердце тоски не уйму…
Сегодня томительно-душно,
Но солнце таится в дыму.
Я знаю, что сон я лелею,
Но верен хоть снам я,— а ты?..
Ненужною жертвой в аллею
Падут, умирая, листы…
Судьба нас сводила слепая:
Бог знает, мы свидимся ль там…
Но знаешь?.. Не смейся, ступая
Весною по мёртвым листам!
СРЕДИ МИРОВ
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Её любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Неё одной ищу ответа,
Не потому, что от Неё светло,

А потому, что с Ней не надо света.

Комментариев нет:

Отправить комментарий