вторник, 16 мая 2017 г.

«Я - Гений Игорь-Северянин», - говорил он о себе…

Чего было больше в этом высказывании: напыщенного эгоизма, в котором его частенько упрекали, шутливой, почти мальчишеской позы или - осознания своего Таланта, своего поэтического пути?... 16 мая – День Рождения Игоря Васильевича ЛОТАРЁВА, известного всему поэтическому миру под именем ИГОРЬ – СЕВЕРЯНИН! Именно на таком правописании он настаивал: Игорь–Северянин, через дефис, подчеркивая этим, что «Северянин» - это не аналог фамилии, а – второе имя. Он считал такое сочетание имён признаком некоей избранности и «царственности». Его называли «соловьём Серебряного века»… …Я - соловей, я - сероптичка, И песня радужна моя, Есть у меня одна привычка: Влечь всех в нездешние края – писал он в одном из стихотворений. В «нездешние края» звали своих читателей и слушателей многие поэты – каких только фантастических миров не было построено Талантами «Серебряного века»! Но края Северянина были какими-то особенно «нездешними»… Направление, созданное и исповедуемое им в Поэзии называлось «эгофутуризм». Сам по себе футуризм был очень популярен в начале века, но Северянин, делая мощнейший акцент именно на «эго» - создал течение, полное почти избыточной эстетики, изысканности и рафинированности. Стихотворения, написанные Северянином именно в этом стиле принято называть «экстазными»… И хотя после революции Игорь- Северянин изменил стиль творчества, всё-таки самыми известными и самыми любимыми остаются именно те – ранние – странные, зовущие в «неведомые края» стихотворения.. Это было у моря, где ажурная пена, Где встречается редко городской экипаж... Королева играла в башне замка Шопена, И, внимая Шопену, полюбил ее паж. Какая-то необыкновенная – почти магическая! - музыкальность присуща его стихам… Так был ли он и на самом деле – Гением?.. На этот вопрос каждый ответит сам… Но, независимо от ответа, несомненно отдаст дань СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ Поэта Игоря - Северянина!
ЭТО БЫЛО У МОРЯ. Это было у моря, где ажурная пена, Где встречается редко городской экипаж... Королева играла - в башне замка - Шопена, И, внимая Шопену, полюбил ее паж. Было все очень просто, было все очень мило: Королева просила перерезать гранат, И дала половину, и пажа истомила, И пажа полюбила, вся в мотивах сонат. А потом отдавалась, отдавалась грозово, До восхода рабыней проспала госпожа... Это было у моря, где волна бирюзова, Где ажурная пена и соната пажа. Игорь СЕВЕРЯНИН.
ШОПЕН. Кто в кружева вспенённые Шопена, Благоуханные, не погружал Своей души? Кто слаже не дрожал, Когда кипит в отливе лунном пена? Кто не склонял колени — и колена! — Пред той, кто выглядит, как идеал, Чей непостижный облик трепетал В сетях его приманчивого плена? То воздуха не самого ли вздох? Из всех богов наибожайший бог — Бог музыки — в его вселился opus, Где все и вся почти из ничего, Где все объемны промельки его, Как на оси вращающийся глобус! Игорь СЕВЕРЯНИН.

Комментариев нет:

Отправить комментарий