среда, 24 мая 2017 г.

24 мая - День Рождения Иосифа БРОДСКОГО!


Он смог достойно и мудро вынести все самые горькие уроки Судьбы: несправедливость, суды, ссылки, изгнание, предательство, и всё смог ВОЗВЕСТИ В ВЫСОЧАЙШУЮ СТЕПЕНЬ – СТЕПЕНЬ ПОЭЗИИ!... 24 мая - День Рождения Иосифа БРОДСКОГО! "Жить просто, - говорил он. - Надо только понимать, что есть люди, которые лучше тебя. Это очень облегчает жизнь". И ещё одно его высказывание: "Вообще, с неприятностями правило таково: чем скорее вы коснётесь дна, тем быстрее выплывете на поверхность. Идея здесь заключается в том, чтобы взглянуть в лицо худшему". Взглянуть в лицо худшему... И увидеть в нём - ПОЭЗИЮ!..
* * *
Я входил вместо дикого зверя в клетку, 
выжигал свой срок и кликуху гвоздём в бараке, 
жил у моря, играл в рулетку, 
обедал чёрт знает с кем во фраке. 
С высоты ледника я озирал полмира, 
трижды тонул, дважды бывал распорот. 
Бросил страну, что меня вскормила. 
Из забывших меня можно составить город. 
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна, 
надевал на себя, что сызнова входит в моду, 
сеял рожь, покрывал чёрным толем гумна 
и не пил только сухую воду. 
Я впустил в свои сны воронёный зрачок конвоя, 
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок. 
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя; 
перешёл на шёпот. Теперь мне сорок. 
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
 Только с горем я чувствую солидарность. 
Но пока мне рот не забили глиной, 
из него раздаваться будет лишь БЛАГОДАРНОСТЬ. Это стихотворение Анна Ахматова назвала гениальным… «Или я ничего не понимаю, или это гениально как стихи, а в смысле пути нравственного это то, о чём говорит Достоевский в "Мёртвом доме": ни тени озлобления или высокомерия, бояться которых велит Федор Михайлович...» Он написал его в 1965-ом, в то самое время, когда его «упрекали во всем, окромя погоды»… За семь лет до своей вынужденной эмиграции. * * * Мой народ, не склонивший своей головы, 
Мой народ, сохранивший повадку травы: 
В смертный час зажимающий зерна в горсти,
Сохранивший способность на северном камне расти.
Мой народ, терпеливый и добрый народ, 
Пьющий, песни орущий, вперед 
Устремленный, встающий – огромен и прост – 
Выше звезд: в человеческий рост! 
Мой народ, возвышающий лучших сынов, 
Осуждающий сам проходимцев своих и лгунов, 
Хоронящий в себе свои муки и твердый в бою, 
Говорящий бесстрашно великую правду свою. 
Мой народ, не просивший даров у небес, 
Мой народ, ни минуты ни мыслящий без 
Созиданья, труда, говорящий со всеми, как друг, 
И чего б ни достиг, без гордыни глядящий вокруг. 
Мой народ! Да я счастлив уж тем, что твой сын! 
Никогда на меня не посмотришь ты взглядом косым. 
Ты заглушишь меня, если песня моя не честна. 
Но услышишь ее, если искренней будет она. 
Не обманешь народ. Доброта – не доверчивость. Рот, 
Говорящий неправду, ладонью закроет народ, 
И такого на свете нигде не найти языка, 
Чтобы смог говорящий взглянуть на народ свысока. 
Путь певца – это Родиной выбранный путь, 
И, куда ни взгляни, можно только к народу свернуть, 
Раствориться, как капля, в бессчетных людских голосах, 
Затеряться листком в неумолчных шумящих лесах. 
Пусть возносит народ – а других я не знаю судей, 
Словно высохший куст – самомненье отдельных людей. 
Лишь народ может дать высоту, путеводную нить, 
Ибо не с чем свой рост на отшибе от леса сравнить. 
Припадаю к народу. Припадаю к великой реке. 
Пью великую речь, растворяюсь в его языке. 
Припадаю к реке, бесконечно текущей вдоль глаз 
Сквозь века, прямо в нас, мимо нас, дальше нас.

Комментариев нет:

Отправить комментарий