среда, 25 октября 2017 г.

МЛАДШАЯ ДОЧЬ ПУШКИНА

Младшая дочь Пушкина, Наталия Александровна Пушкина-Дубельт, графиня фон Меренберг, прожила долгую и яркую жизнь.

Когда поэт был убит на роковой дуэли, Таше, так звали ее в семье, было 8 месяцев.
Она походила на отца своей непреклонностью, упрямством, порывистостью движений и страстностью, гордостью и вспыльчивостью, которые сменялись
потом редким добродушием и открытостью, умением задобрить маменьку и очаровать.
Среди многочисленных посетителей родительского дома у нее был большой круг друзей и поклонников, которых она умела занять. Она была всеобщая любимица и умела ладить со всеми.
К тому же сходство с отцом было и внешнее. Когда с Натальей Александровной познакомился Иван Сергеевич Тургенев (Тургенев встречался с Наталией Пушкиной в Висбадене) , он был поражен ее внешностью, написав брату, что она как две капли воды похожа на отца:
«Высочайшего роста, очень стройная, с прекрасными плечами и примечательною белизной личика, она блистала каким-то ослепительным блеском. Невзирая на малоправильные черты личика, подсказывавшего африканский тип ее знаменитого отца, она могла величаться абсолютною красоткой, и ежели прибавить к данной красе разум и любезность, то просто представить, как Наталья Александровна была окружена на великосветских банкетах и как около нее увивалась вся щегольская молодежь в Петербурге!»
Ей было всего 16 лет, когда отпрыск авторитетного вельможи графа А. Ф. Орлова – Николай, молодой красавец, умница, который в будущем станет посланником в Брюсселе, Вене и Париже, а позже и послом в Берлине - влюбился в нее до беспамятства. И она сама, еще совсем девочка, в блеске бала влюбляется в князя.
Их чувство взаимно, и сын испрашивает позволения отца на свадьбу. Но отец, князь А.Ф. Орлов, в те годы шеф жандармов, не хочет и слышать об этом. «Я не дозволю тебе брать в супруги дочь какого-то сочинителя, убитого на дуэли! – сказал граф Орлов сыну. Он так и не допустил соединения двух любящих сердец. 
В феврале 1853 года Наталья стала женой подполковника Михаила Леонтьевича Дубельта, сына того самого начальника штаба корпуса жандармов Л.В. Дубельта, который опечатывал кабинет отца по высочайшему повелению, а потом разбирал бумаги поэта, а ранее, 15 лет назад сослал Пушкина в Михайловское.
А познакомилась она с М.Л.Дубельтом, что самое удивительное, в той самой квартире, в доме Волконской, на Мойке 12, в которой жила ещё ребенком, в которой умер ее отец, смертельно раненный Дантесом на дуэли в январе 1837 года, и которую к моменту свадьбы, к 1853 году, занимало семейство Дубельтов. Таких переплетений семейных связей и нарочно не придумаешь: непредсказуемы повороты судьбы.
Вскоре после женитьбы Михаил Дубельт сильно продвинулся по службе: получил чин полковника, в 1856 году – флигель-адъютанта, а в 1861-м – чин генерал-майора. Был назначен в свиту императора, в том же году возглавил штаб сводного кавалерийского корпуса. У четы Дубельт рождались, один за другим, дети: Анна, Леонтий, Наталья.
С первых же дней между супругами начались разлады и ссоры. Заядлый карточный игрок, Михаил Дубельт промотал все состояние, даже приданое Натальи Александровны (28 тысяч серебром). Он бешено ревновал жену, всячески издевался над ней, даже бил. Их жизнь превратилась в сущий кошмар, и в 1862 году они разъехались.
Через два года Наталья получила наконец свидетельство на право проживания от мужа отдельно (без развода), а через четыре года - развод. Задолго до этого Наталья Александровна покинула Россию, оставив старших детей на попечение отчима,
генерала Петра Петровича Ланского.
Почти за год до окончания бракоразводного процесса дочь Пушкина, 30-летняя Наталья, обвенчалась в Лондоне с немецким принцем Николаем Вильгельмом Нассауским, состоявшим в родстве с русским царским домом. Познакомились они еще в 1856 году в России на одном из раутов, когда он как представитель своего двора приезжал на коронационные празднества по случаю восшествия на престол Александра II. Тогда и случился у них роман, который, возможно, тоже был причиной разрыва с Дубельтом. Поскольку это был морганатический брак, то принц не мог дать жене фамилию особы королевской крови. Зато супруги получили достаточное содержание, а для Натальи Александровны был выхлопотан титул графини Меренберг, по названию одного из близлежащих замков земли Нассау.
За неполных семь лет Наталья Александровна родила принцу троих детей, двое из которых породнились с российским императорским домом.
Более сорока лет своей жизни Наталья Александровна провела в Висбадене, в России бывала редко. Но по-прежнему оставалась «все такой же хорошею, доброю, простою русской женщиною», как ее видели окружающие, и по-прежнему была красива необычайно.
Ее близкая знакомая вспоминала: «Про красоту ее скажу лишь одно: она была лучезарна. Если бы звезда сошла с неба на землю, она сияла бы так же ярко, как она. В Большой зале становилось светлее, когда она входила, осанка у нее была царственная, плечи и руки очертаний богини... К тому же она была до того моложава, что когда вывозила старшую дочь, мою приятельницу, то на каком-то общественном балу к ней стал приставать молодой офицер, приглашая ее на вальс. «Танцуйте с моей дочерью», - сказала она. «Как, неужели у вас дочь?» - воскликнул он, удивленный. Все мы засмеялись».
Узнав, что по законам княжества Нассау она не сможет после смерти покоиться рядом с телом любимого мужа, пожертвовавшего ради неё всем, графиня Меренберг велела развеять свой прах над его могилой в родовом склепе. Этот пункт своевольного завещания графини был исполнен её родными. Умерла графиня 10 марта 1913 году в Майнце, на вилле дочери - графини Софии Торби.
Ни креста, ни венка, ни плиты после младшей дочери Пушкина не осталось.
Остались лишь портреты и память.

Комментариев нет:

Отправить комментарий