воскресенье, 21 февраля 2016 г.

21 февраля – Международный день родного языка

Защищая языки, мы защищаем самих себя
21 февраля весь мир отмечает Международный день родного языка. Праздник был учрежден в ноябре 1999 года и отмечается ежегодно 21 февраля в целях содействия признанию и использованию родных языков во всем мире. 
Эта дата была выбрана не случайно: ровно 60 лет назад в этот день, 21 февраля 1952 года, в Дакке (столице Бангладеш) от пуль полицейских погибли студенты – участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.
«Языковое разнообразие является нашим общим наследием, – напоминает Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. – Но это хрупкое наследие. Многоязычие – это живой ресурс. Так давайте же научимся его использовать на благо всех людей!»
В нынешнем году главная тема Международного дня родного языка – многоязычие в интересах образования, сообщает официальный сайт ЮНЕСКО. «Для обеспечения права детей на получение качественного образования крайне важным является обучение на языке, который они понимают. Родной язык и многоязычное образование – вот основные элементы, которые способствуют снижению дискриминации, содействуют социальной интеграции и улучшению результатов обучения для всех учащихся», – говорит Ирина Бокова.
Духовное сокровище любой нации – это язык. Самым важным для любого человека является тот язык, на котором он впервые учится разговаривать и узнавать окружающий мир. Это язык детства, язык на котором разговаривают в семье, язык первых взаимоотношений в обществе. С самого рождения необходимо заложить в душу ребенка это наследие – родной язык. Не зря в народе говорят, что без науки можно обойтись в жизни, а без родного языка нет. И это именно так. Язык является фундаментом созревания любой личности, является наибольшим инструментом защиты духовного богатства. Все шаги, направленные на его поддержку и распространение, призваны сохранить разнообразие языков на этой планете, защитить традиции разных народов. Язык укрепляет солидарность, которая базируется на терпении, взаимопонимании и диалоге. Цивилизованное общество пытается декларировать принципы гуманности и справедливости. Признание международным сообществом острой необходимости защищать разнообразие культур планеты, важнейший компонент которых это язык, - один из главных шагов в этом направлении.
Валерий Брюсов
Родной язык
Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!
Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.
Как часто в тайне звуков странных
И в потаенном смысле слов
Я обретал напев нежданных,
Овладевавших мной стихов!
Но часто, радостью измучен
Иль тихой упоен тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащей - отзвук твой!
Ты ждешь, подобен великану.
Я пред тобой склонен лицом.
И все ж бороться не устану
Я, как Израиль с божеством!
Нет грани моему упорству.
Ты - в вечности, я - в кратких днях,
Но всё ж, как магу, мне покорствуй,
Иль обрати безумца в прах!
Твои богатства по наследству
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю,- ты ответствуй,
Иду,- ты будь готов к борьбе!
Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты – мститель мой, ты – мой спаситель,
Твой мир – навек моя обитель,
Твой голос – небо надо мной!
1911

Комментариев нет:

Отправить комментарий